Ритм, метр, сильные и слабые доли, такт, размер.
Слушая музыку, мы почти всегда можем прохлопать или протопать ей
в такт (на концерте любимой группы еще и потрясти головой).
Совершая эти действия мы, сами того не замечая, отсчитываем
равные доли, к примеру: РАЗ-два-три-четыре, РАЗ-два -
три-четыре; или: РАЗ-два-три, РАЗ-два-три. При этом на «РАЗ»
приходится акцент, обозначаемый - >. Акцент, в этом случае,
называется сильной долей. Остальные доли - слабые.
Неизменное чередование сильных и слабых долей, образует метр-
пульс любой музыки. В современной музыке длительность доли
соответствует четвертной ноте (четверти)-
Таким образом, метр может быть записан:
Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом.
Такты разделяются тактовыми чертами:
Количество долей, и их длительность определяет размер такта
и, в большинстве случаев, всего произведения. Размер
записывается дробью в начале произведения:
Это самый распространенный в современной музыке размер - «четыре
четверти». Большинство примеров в этой школе, написаны в нем.
Чаще всего, музыканты отстукивают метр ступней, причем на
1 и 3 доли «играет» пятка, а на 2 и 4- носок. Потренируйтесь
отсчитывать метр, таким образом, мы еще вернемся к этому.
Помимо чередования сильных и слабых долей, в музыке происходит
непрерывное чередование звуков различной длительности,
называемое ритмом. Вы уже знаете основные виды деления
длительностей в музыке: (подробнее
см. «Нотное письмо»). Помимо них существуют
особые:
1. Триоль - ритмическая
фигура, в которой основная длительность чаще всего четверть)
делится на три равные части:
Таким образом, каждая нота
триоли короче восьмой, но длиннее шестнадцатой.
Реже встречается четвертная триоль, в ней делится на три части
половинная нота:
2. Секстоль -
длительность делится на шесть частей:
Остальные виды встречаются
в популярной музыке значительно реже.
Отдельно от высоты нот,
ритм может быть записан в виде ритмического рисунка:
Предлагаю проделать
следующее упражнение: медленно отстукивайте ногой метр в размере
4/4 (пятка-носок), а руками хлопайте ритмический рисунок:
Аудио
1
Помните, с окончанием
такта музыка не прекращается, метр идет непрерывно, нога
работает постоянно (барабанщик потом подстраиваться не будет).
Не делайте пауз между тактами - расстояние между последней долей
такта и первой долей следующего равно расстоянию между долями
внутри такта. Старайтесь точно «попадать» хлопками в метр
(ногу).
Вот еще несколько
примеров, сначала попробуйте их простучать, потом прослушайте
звуковые файлы:
Аудио
2
Аудио 3
Аудио 4
Аудио 5
Аудио 6
Аудио 7
Придумайте свои рисунки и поработайте над ними тоже.
Поначалу все это может
показаться несколько сложным, но впоследствии вы сможете
свободно считывать ритмику прямо «с листа». Имейте в виду, что
иногда партия гитары записывается в виде ритмического рисунка, с
указанием аккордов (партия ритм-гитары в оркестре или ансамбле),
поэтому для будущего гитариста-профессионала это вдвойне
полезно.