Игра
по одной струне.
Переменное звукоизвлечение ( чередование ударов медиатора вниз и
вверх - ПV) позволяет играть на гитаре виртуозные пассажи,
эффектные фразы, разнообразные риффы и аккомпанирующие партии.
Этот прием входит в арсенал всех гитаристов, кто-то использует
его чаще (Yngwie Malmsteen, Al Di Meola), кто-то реже,
основывая свою скоростную игру на приемах hammer on и pull off (Joe
Satriani, Stive Vai, Reb Beach), но так или иначе его используют
все.
При переменном звукоизвлечении основное движение совершает
запястье (см. постановка правой руки), в виртуозных пассажах
добавляется микроконтроль медиатора первыми фалангами большого и
указательного пальцев.
Главное правило для игры 8-ми нотами переменным штрихом: ноты
приходящиеся в доли играются ударом вниз - П, ноты между долей
играются ударом вверх- V:
правильно
неправильно
Все упражнения начинаются с первой доли, другими словами с удара
вниз, не забывайте об этом.
Начинайте работу над упражнениями в этом разделе в
медленном темпе, в дальнейшем темп можно увеличить. Попробуйте
вместо 8-х сыграть 16-ми (по 4 ноты на долю), то есть в два раза
быстрее. Включайте эти упражнения в ваши каждодневные занятия.
Не забывайте про работу с метрономом и игру «под ногу».
Кому-то эти упражнения
покажутся чересчур долгими, сложными и утомительными. Запаситесь
терпением, игра на гитаре, не только огромное удовольствие, но и
большой труд, многие ваши кумиры работают над этими упражнениями
до сих пор.
Используйте классическую
постановку левой руки, при которой большой палец упирается в
заднюю часть грифа (см. постановка левой руки). Чтобы избежать
дребезга, прижимайте струны не между ладами, а рядом с указанным
ладом. Определите сами силу нажатия на струну для получения
красивого звука, старайтесь не пережимать струны.
Играйте эти упражнения на «чистом» звуке и с дисторшн, для более
певучего и слитного звучания используйте передний (нэковый)
звукосниматель. Играя с дисторшн, применяйте глушение правой
рукой (palm muting) на 6,5 и 4 струнах- с ним звук будет более
четкий.
Все упражнения в этом уроке выписаны для 1 струны, проиграйте их
на остальных струнах.
Упр. 1 - Игра по открытым струнам. Это самое простое и
вместе с тем самое важное упражнение на первом этапе. Начинайте
с него свои ежедневные занятия. Следите за тем, чтобы правая
рука работала в одной плоскости, параллельной струнам, сначала
совершайте широкие движения, потом постепенно сокращайте их
амплитуду. Не напрягайте кисть и всю руку. Поначалу удар
медиатора вверх будет отличаться от удара вниз по громкости и
тембру, старайтесь сделать это отличие минимальным.
Видео 1
Упр. 2 -
Подключаем левую руку. Старайтесь не прерывать работы медиатора
сочетая ноты на открытой струне с прижатыми. Ставьте пальцы по
возможности более перпендикулярно струнам. Положение большого
пальца неизменно.
Видео 2
Упр. 3 -
Чередование нот на грифе с открытыми. Играйте ритмично, не
торопитесь.
Видео 3
Упр. 4 -
Фрагменты гамм с использованием открытой струны. Удерживайте на
струне 1 палец (а) и 2 (b) при нажатии 3, как указано пунктиром
в нотах:
Видео 4
Упр. 5 - Фрагменты гамм по три ноты на струне. Эти три
аппликатуры применяются при игре гамм. Отрабатывайте их каждый
день. Как правило, в гаммаобразных пассажах применяется
правило один палец - один лад. Это означает что если, к примеру,
вы находитесь в III позиции, то за III лад «отвечает» первый
палец, за IV- второй, за V- третий, за VI-четвертый (см.
постановка левой руки). Однако это правило часто нарушается, в
частности вместо комбинации 1-3-4-3 в упражнении 5 b многие
гитаристы используют связку 1- 2 -3 -2, попробуйте и вы этот
вариант.
Играя упражнения 5a и 5b не снимайте со струны 1 палец, в
упражнении 5с он может слегка скользить по струне к мизинцу. Во
всех трех вариантах упражнения 2 или 3 пальцы не снимаются со
струны во время работы мизинца. В этом уроке мизинец
используется впервые, ставьте его по возможности более
перпендикулярно, чтобы он не шлепал по струне, а как бы «клевал»
ее.
Обратите внимание на кисть левой руки: она не застыла в одном
положении, а как бы идет за пальцами, вращаясь вокруг большого.
Положение большого пальца неизменно (см. постановка левой руки).
Этим движением часто пренебрегают начинающие гитаристы, между
тем оно помогает раскрепостить левую руку и является одним из
основных при игре. Особенно это важно при большой растяжке как в
упражнении 5с. Не тянитесь мизинцем, используйте кисть.
Когда вы освоите эти аппликатуры, попробуйте сделать акценты на
1 и 3 доли, сыграйте упражнения 16-ми (в этом случае делайте
акценты на каждую долю). Постарайтесь отработать эти аппликатуры
по всем струнам и во всех позициях.
Видео 5