Построение рок-соло.
Прежде всего, не забывайте, что соло - это импровизация на
основную тему песни или композиции. Попробуйте сочинить его,
отталкиваясь от основной мелодии. Вы можете сочинить его в
голове, а потом, взяв гитару в руки, просто найти нужные ноты.
Наверное, это самый правильный подход в построении соло, но все
же вдохновение приходит не всегда, поэтому существует и
другой, аналитический подход.
Большинство роковых соло состоит из 2-х, реже - 4-х тактовых
блоков скомбинированных между собой. Это могут быть фразы,
«вертушки», клише, пассажи и т.д. Конечно, далеко не все они
начинаются точно с 1 доли 2-х тактового отрезка, они могут
начинаться из-за такта, или с какой-либо доли (слабой 8-й или
16-й) первого такта фрагмента. В нашей школе эти блоки-фрагменты
выделены лигами в каждом соло. Это и есть «кубики», из которых
гитарист строит соло.
Иногда встречается прием «суммирование»: двум коротким фразам
отвечает фраза в два раза длиннее, или «дробление»: после
длинной фразы следуют две короткие.
Во многих экспрессивных
роковых соло используется метод контрастности: клише сменяются
пассажем, пассаж длинным бендом, далее «вертушка», блюзовая
фраза и т.д. В то же время, хорошее соло может просто состоять
из красивых фраз, скомбинированных по принципу вопрос-ответ
(см. «Фразировка»).
Для развития ощущения двух тактовых отрезков применяется тот же
метод, что и при занятиях фразировкой - игра по схеме ритм-соло
(см. фразировка).
Хорошее соло всегда имеет вступление, развитие, кульминацию и
завершение, это как-бы отдельная мини-композиция в песне. Во
многом такая логическая последовательность достигается за счет
опорных нот - нот от которых или к которым ведется фраза или
пассаж. Как правило, эти ноты большей длительности и являются
аккордовыми тонами гармонии. Если соединить такие ноты между
собой, получится контур соло. В некоторых соло в этой школе, где
опорные ноты наиболее ярко выражены, контур соло выписан
отдельно.
Старайтесь анализировать чужие соло: какие лады применяются, как
происходит развитие, что вам в соло нравится.
Понравившиеся пассажи и фразы не стесняйтесь вставлять в свои
соло - так поступают все, и в этом нет ничего зазорного. Вы
можете попробовать составить соло по схеме: своя фраза (пассаж,
«вертушка») - чужая-своя-чужая и т. д.