Скоростные
пассажи
Скоростными пассажами начинающие гитаристы стремятся
овладеть в первую очередь. Все считают, что играть быстро это
круто, и, в принципе, это действительно так (не будем кривить
душой). В тоже время рок-гитара - это не только пассажи, чтобы
стать профессиональным музыкантом необходимо так же заниматься
фразировкой, ритмикой, звукоизвлечением, теорией, сольфеджио, не
говоря уже о такой глыбе, как ритм-гитара (ей-то как раз в
первую очередь!) Но все хотят научиться играть быстро,
поэтому обойти эту тему вниманием мы просто не имеем права.
Итак, пассажи: в первую очередь вы должны знать следующее -
подавляющее большинство пассажей играются либо 16-ми нотами,
либо секстолями:
Первая группа создает виртуозное ощущение в быстрых темпах,
вторая в умеренных. В балладах виртуозный эффект создают 32-е
ноты, то есть те же 16-е, но в два раза быстрей. Сочиняя соло
или импровизируя, вы, в зависимости от темпа композиции, можете
использовать либо пассажи из первой группы, либо из второй.
Несколько слов о том, как
работать над пассажами:
Разучивайте их в медленном
темпе, не торопитесь. Быстрая бесконтрольная игра - вредная
привычка, от которой трудно избавиться. Соблюдайте указанную
пальцовку и штрих медиатора.
Не напрягайте руки и все тело. Это непросто, но зажатыми руками
быстро вы не сыграете, за то, наживете кучу проблем со здоровьем
(это не шутка!)
Контролируйте дыхание: во
время быстрой игры есть тенденция к его задержке. Вместо этого
перед пассажем наберите в грудь воздух и медленно его
выпускайте, играя пассаж.
Следите за тем, чтобы ноты
игрались с одинаковой громкостью и длительностью, как
«горошины». В пассажах с пулами и хамерами ноты, взятые
медиатором, не должны быть громче остальных.
Отрабатывайте сложные места в пассаже отдельно. Играйте пассажи
в обратных направлениях, то есть восходящий - вниз, нисходящий -
вверх, соблюдая ту же пальцовку и штрих медиатора. Обязательно
играйте пассажи под метроном. Пассаж только тогда возможно
применить, когда он сыгран ритмично. Отрабатывайте пассаж по
схеме ритм-соло (см. фразировка). Переносите выученные пассажи в
другие тональности.
Поняв принцип, по которому
строится тот или иной пассаж, попробуйте изменить в нем ноты.
Например, гаммообразный пассаж по 3 ноты на струне изменить на
пентатонический с проходящими нотами или наоборот.
Бывает так, что, занимаясь техникой, вы чувствуете, что дошли до
предела и выше скорость уже не растет. Конечно, есть и
объективные причины - возможно, вы не так давно начали учиться
играть на гитаре и пальцы просто пока не готовы. Но все же, как
повысить скорость игры помимо «пиления» одних и тех же
упражнений и пассажей? Вот несколько советов, касающихся в
первую очередь переменного звукоизвлечения:
1. Поработайте над тремоло
(переменное звукоизвлечение на одной ноте) причем на разных
струнах. После этого, выучив и проиграв в темпе пассаж левой
рукой, наложите на него тремоло. Не думайте о каждой ноте,
переходите медиатором со струны на струну только приблизительно
к тому, как это нужно. Возможно звучать будет грязно, но
ваша обычная медиаторная техника (когда вы играете, думая о
каждой ноте) улучшится.
2. Попробуйте играть
пассажи и упражнения следующим образом: извлеките первую ноту
(ударом медиатора вниз), теперь не извлекая вторую (ударом
вверх) одновременно поставьте палец левой руки на нужный лад и
прислоните медиатор к струне снизу, после этого извлеките вторую
ноту, таким же образом сыграйте третью (медиатор будет уже
сверху) и т. д.
3. Прибавляйте по одному
звуку: сначала свяжите две первые ноты и сыграйте их на
максимальной скорости, потом добавьте к ним третью, потом
четвертую и т. д.
А теперь давайте, наконец,
познакомимся с пассажами. Для удобства все они выписаны в
тональности А. В них специально не используются широкие растяжки
и прочие сложные элементы, они максимально удобны как для левой,
так и для правой руки.
Пассажи 16-ми:
Пассаж 1: Пассаж
строится на трелях в Аm пентатонике по одной струне проходящих
через все 5 боксов. Движение по одной струне вообще очень
естественно для гитары. Медиатором берется только первая нота,
остальные играются хамерами и пулами. Обратите внимание на слайд
1 пальцем
Видео 1
Пассаж 2: Идея с
трелями реализуется на всех струнах. Движение происходит по 5, 1
и 2 боксам Am пентатоники вот в такой «диагональной»
аппликатуре:
Видео 2
Пассаж 3: Простая,
но эффектная секвенция в первом боксе минорной пентатоники:
Эффект смещения
достигается за счет нестандартного шага секвенции из шести 16-х.
Такого рода пассажи использует Zakk Wylde:
Видео 3
Пассаж 4: Еще одна
восходящая секвенция в первом боксе пентатоники. Шаг секвенции -
две группы 16-х.
Видео 4
Пассаж 5: А в этом
пассаже в пентатонику добавлены проходящие ноты, таким образом
на каждой струне мы имеем по 3 звука.
Видео 5
Пассаж 6: Если
смешать два предыдущих пассажа в один и «наложить» его на
«диагональную» аппликатуру с использованием проходящих нот:
Получим следующий пассаж:
Видео 6
А теперь мы переходим к
следующей группе:
Пассажи секстолями:
Перейдем в тональность С
мажор (параллельную Am). Будет использоваться следующая
аппликатура по три ноты на струне:
Вот несколько пассажей-
секвенций переменным штрихом из арсенала Paul Gilbert:
Пассаж 7:
Видео 7
Пассаж 8:
Видео 8
Пассаж 9:
Видео 9
Пассаж 10: Переходим
в тональность Am. В этом пассаже используется повторяющаяся
аппликатура на паре струн: В восходящем движении:
В нисходящем:
Видео
10
После того как вы освоили
эти пассажи, попробуйте наложить их на уже изученную нами
«диагональную» аппликатуру пентатоники с проходящими нотами (по
три ноты на струне).
Пассаж 11: Возвращаемся
в I бокс Am пентатоники. Еще одна фраза Paul Gilbert:
Видео 11
Пассаж 12:
Этот пассаж похож на уже изученный нами Пассаж 4, сыгранный
секстолями вместо 16-х и переменным штрихом.
Видео 12
Попробуйте придумать свои
пассажи на основе всех этих аппликатур.